Краткая характеристика Основных психотипов
и практические педагогические
советы по Методике диагностики типа акцентуации характера "Чертова
Дюжина"
Методика и вопросы тестирования приведены
Здесь.
В информационную
модель, описываемых психотипов, включены следующие основные параметры:
— доминирующие черты
характера,
— привлекательные
(положительные) черты характера,
— отталкивающие
(отрицательные) черты характера,
— «слабое звено»,
уязвимое место характера,
—особенности
общения и дружбы,
— отношение к
учебе и работе.
После
характеристики каждого психотипа даются практические педагогические
рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций,
провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа,
и ситуаций успеха, т. с. ситуаций, помогающих вам или вашему ребенку адаптироваться
к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.
Шкала 3: ГИПЕРТИМ
Подростки,
относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью,
общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости,
ни робости перед незнакомыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в
отношении со взрослыми.
Доминирующие
черты характера:
постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т. е. обращенность на
окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения,
которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.
Привлекательные
черты характера:
энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность,
разговорчивость, жизнерадостность,
причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но
высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда
деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело
до конца.
Отталкивающие
черты характера:
поверхностность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном
деле, или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более интересным
в данный момент), перескакивание с одного дела на другое, (может записаться
сразу в несколько кружков или секции, но ни в один из них больше 1—2 месяцев не
ходит), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на
безудержный риск, грубость (но без всякого зла), склонность к прожектерству и
аморальным поступкам (но незлоумышленно и сразу готов покаяться).
«Слабое звеном этого психотипа: не переносит
однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой
работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или
вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Гипертим
всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его
дом —место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор,
пока ему правится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к
лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам.
Гипертим готов
дружить со всем светом, но на глубокую привязанность не способен. Ему присущ
альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься
на помощь человеку, не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев
кого-то, он быстро забывает об этом и при следующей же встрече может искренне
обрадоваться; если нужно, он может от всей души извиниться за нанесенную обиду
и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку.
Отношение к
учебе и работе. Школьники
этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны и
ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его
освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные
предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто
бессистемны.
Гипертим
постоянно опаздывает на уроки, прогуливает (особенно те занятия, на которых ему
скучно и нет возможности выразить себя). Но ему легко наверстать упущенное,
например, перед контрольной работой или экзаменом не поспать одну ночь и
выучить почти весь необходимый материал.
Гипертим может
достичь успеха практически, в любом деле. И действительно, вначале у него все
спорится в руках, появляются определенные достижения, но, как только начинается
обычная рутинная работа, ему становится неинтересно, дело перестает быть новым,
и он готов бросить его, переключиться на что-то другое.
Часто шумливый и
сверхактивный, гипертим создает лишь видимость продуктивной деятельности
(охотно и с большим жаром берется за дело, планирует массу мероприятий,
проводит совещания и т. п.), и это помогает ему делать карьеру.
Педагогические
рекомендации
В перечень конфликтогенных
ситуаций следует включить:
·
ситуации
вынужденного одиночества, лишающие подростка свободного и разнообразного
общения;
·
ситуации,
ограничивающие двигательную активности;
·
ситуации,
в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям;
·
ситуации,
в которых приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, необычном.
Основной целью педагогической
помощи этому психотипу - является создание таких условий, в которых
проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых
возможно свободное и интересное общение. Это может быть трудная, но интересная
и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т. п.
Подросткам
гипертимного психотипа не следует поручать кропотливую, однообразную работу,
требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
Установление
контакта с этими детьми не является проблемой в силу их открытости и готовности
идти навстречу. Они обычно адекватно реагируют на доброжелательное отношение и
искренний интерес к их делам и проблемам.
В общении с ними
следует избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти,
жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению
реакции эмансипации.
Так как гипертимы
неусидчивы и энергичны, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не
задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому
подростку (но не забывайте о дистанции, которую гипертим легко может нарушить,
перейти к фамильярному стилю общения).
Противопоказан
мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома или из
школы. Но недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное —
отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Гипертимы очень тонко
чувствуют, что старшим (педагогам и родителям) не до него, что они выполняют
свои обязанности лишь формально. Такое отношение провоцирует их асоциальное
поведение.
Задача педагога и
родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь
его каким-нибудь занятием (спортивная секция, туристский клуб и т. п.).
Психотехнические
упражнения
«ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК»
Возьмите себе за
правило—периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи.
Для начала наведите элементарный порядок у себя на столе. Определите каждому
предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда. «Навести
порядок в своих мыслях» вы можете с помощью дневника или еженедельника, в
котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером
проверять, все ли вы выполнили из того, что было задумано. Стремитесь
осуществить все намеченное.
«КОНЕЦ — ДЕЛУ
ВЕНЕЦ»
Давайте учиться
делать одно пусть маленькое дело, но до конца. Установите очередность и
приступайте к выполнению. Помните, делу — время, потехе—час. До тех пор пока вы
работу не закончите, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных
занятий. Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим
до конца.
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
На листе бумаги
запишите все свои планы на предстоящий день. Теперь подумайте и зачеркните то,
что вы вряд ли сможете выполнить. Еще раз просмотрите оставшиеся пункты. Если
не возникло желание вычеркнуть, то оставьте без изменений. А теперь основное —
все оставшееся нужно выполнить! Приучайте себя осуществлять намеченное. Лучше
меньше намечать, но все выполнять. Рекомендуем составить такой же план на
предстоящую неделю, месяц, год. И так же поработать с ним.